Романова Лариса Ивановна, учитель географии и экологии МБОУ «Первомайская СОШ № 2» Бийского района, руководитель школьного волонтерского отряда «Вместе мы – сила!»
Краткий экскурс в биографию:
Романова Лариса Ивановна окончила Троицкую среднюю школу в 1979 году и поступила в Новосибирский инженерно-строительный институт, а окончила Бийский в 1984 году году. В августе 1985 года принята учителем начальных классов в школу №28 города Бийска. В 1992 году перешла в МБОУ «Первомайская СОШ». В 2002 году получила второе высшее образование по специальности учитель географии и экологии и перешла работать в «Первомайскую СОШ №2», где работает по настоящее время. Стаж педагогической деятельности – 38 лет. Они с мужем воспитали двух дочерей, причем старшая пошла по ее стопам и преподает сейчас в одном из московских университетов, а младшая стала медиком. Не меньше, чем детьми, Лариса Ивановна гордится тремя внуками.
Награды и поощрения:
Победитель ПНПО в 2008, 2015 годах. Является победителем конкурса на соискание премии губернатора Алтайского края имени С.П.Титова 2020 года.
В 2013 году отмечена благодарственным письмом Главного управления образования и молодёжной политики Алтайского края. В 2015 году за лучший доклад на Российско-монгольской конференции «Алтай: экология и природопользование» получила благодарственное письмо Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета имени В.М. Шукшина. В 2021 году получила благодарность за подготовку дипломанта XXII краевого туристического слета «Алтай» от Министерства образования и науки Алтайского края и КГБУ ДО «АКЦДОТиК «Алтай» и благодарственное письмо КГБУ ДО «Алтайский краевой детский экологический центр» за содействие экологическому образованию детей; благодарность руководителя Федеральной службы по надзору сфере природопользования за активное участие в проведении Международной детско-юношеской премии «Экология – дело каждого» и почетную грамоту ММЭК «Человек и биосфера» за вклад в развитие научно-исследовательской деятельности молодежи. В 2022 году отмечена благодарностью Алтайского государственного педагогического университета за программу «Волонтёрских практик» и благодарностью КАУ ДПО «АИРО им. А.М. Топорова» за подготовку и проведение брифинга наставников и ветеранов педагогического труда. 2023 год – благодарность Администрации АНГНГПУ им. В.М. Шукшина и института педагогики и психологии.
Является «Ветераном труда».
Участие в конкурсах или общественной жизни:
Более десяти лет Романова Л.И. занимается с учащимися исследовательской работой. Еще в 2012 году она представила презентацию по теме «Развитие творческой деятельности учащихся через исследовательскую работу» членам районного методического объединения по географии, а уже в следующем году представляла этот опыт на научно-практической конференции перед авторами учебников «Вентана-Граф», где была отмечена благодарностью. Учитель является неоднократным победителем и призером районного конкурса «Методическая система современного учителя, «Учитель: мастерство и вдохновение». Лариса Ивановна является экспертом методического объединения района, возглавляет секцию по экологии в АГАО им. В.М.Шукшина.
Дети, которые под руководством Ларисы Ивановны занимаются научно-исследовательской деятельностью, не раз принимали участие в Алтайской краевой научно-практической конференции одарённой молодёжи и школьников «Будущее Алтая», «Одарённые дети», «Вокруг света», «Сибирская геологическая олимпиада»; занимали призовые места в Российско-монгольских научных конференциях молодых ученых и студентов, а также являлись участниками, призерами и дипломантами конкурсов в Бийском районе, Бийске, Барнауле, Новосибирске, Москве; принимали участие в краевой географической олимпиаде.
В течение нескольких лет дети достойно представляли школу на краевой профильной смене «Алтайская шкатулка». В 2014 году трое учеников представляли команду от Алтайского края на Всероссийской олимпиаде по геологии.
В дистанционной игре «Краевик-2015» ребята заняли третье место, а в окружной дистанционной игре «75 лет Победы» победили. Под руководством педагога ребята разместили свои исследовательские работы на сайте, Министерства образования и науки Российской Федерации «Карта памяти Воинам Великой Отечественной войны». В 2018 году две ученицы заняли первые места в краевом конкурсе «…важно прорваться в будущую Россию» в номинации «Экология». В 2019г. школьница приняла участие в конкурсе «Экологический фактор» в Москве, где заняла первое место, а в 2020 году она заняла третье место в краевом конкурсе «Дети Алтая исследуют окружающую среду» в номинации «Биология» с работой по теме «Экология и мода». Во Всероссийском конкурсе исследовательских работ «Земля Шукшина» в 2019 году восьмиклассница заняла первое место в номинации «Экология». В декабре 2021 года Международным дипломом и спецпризом международной детско-юношеской премии «Экология –дело каждого», организованной Федеральной службой по надзору сфере природопользования, была награждена ученица 7 «а» класса.
Педагогические находки:
Лариса Ивановна разработала и успешно внедряет программы внеурочной деятельности «Экология Алтайского края» и «Юный геолог», которые имеют рецензию АКИПРО.
В 2015 году Лариса Ивановна была одним из организаторов районной дистанционной игры «ЭкоЯ». В 2021 году при поддержке руководителя отделения по естественным дисциплинам краевого учебно-методического объединения Горбатовой О.Н. и председателя Алтайского краевого ВОО «Русское географическое общество» Архиповой И.В.; КГБОУ ДПО «Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования им. А.М. Топорова» эту игру запустили на уровне края.
В школе Романова Л.И. возглавляет волонтёрское движение и делится своим опытом. Её дети не раз представляли свои социальные проекты на краевом слёте «Добровольцы Алтайского края».
С целью диссеминации своего педагогического опыта Лариса Ивановна размещает собственные методические материалы как на своем сайте, так и краевых и российских.
Отзывы коллег:
Романова Лариса Ивановна – сторонник деятельностного метода обучения: умело создает проблемную ситуацию и организует поиск и проверку гипотезы, применение и обобщение новых знаний, создает ситуацию успеха для ученика на уроке.
Педагог воспитывает в детях уважительное отношение к чужим взглядам. Отношения с учениками строит на доверии, добиваясь откровенности и взаимопонимания, умеет сформировать гражданскую позицию ученика, его реальное социальное поведение и поступки, мировоззрение и отношение к учению.
На уроках воспитывает у учащихся любовь к родному краю, стране, формирует нравственные позиции по отношению к природе, экологии. Учащиеся показывают высокое качество знаний, занимают призовые места в районных олимпиадах, принимают участие во Всероссийской олимпиаде школьников на краевом уровне.
За годы работы Романова Л.И. пришла к твердому убеждению о необходимости участия в профессиональных конкурсах, так как это стимулирует профессиональный рост педагога, способствует его самореализации, является средством повышения компетентности учителя.
Просветительская деятельность Ларисы Ивановны неоднократно освещалась в средствах массовой информации. Воспитанники под ее руководством получают возможность реализовать себя, проявить ярче свои способности.